Горы, подпирающие небосвод и волшебный лес
#ЧтоВиделКодьяк
КЛЮЧАВТОTrip #4
новых Skoda Kodiaq
3
912
километров пути на авто
12
участников
Есть такие места, которые прекрасны в любое время года, несмотря на наличие сезонности и пика туристической активности. Одним из таких на Юге России, является Домбай - сезон здесь зимой, т.к. это горнолыжный курорт, но и летом здесь много путешественников, в основном с рюкзаками на плечах. В межсезонье же, на курорте снижены цены на проживание и можно застать невероятное состояние природы.

Собрав 12 человек - журналистов региональных СМИ, блогеров и участников компании «Ключавто», мы отправились в эту сказочную землю. А для поездки была выбрана идеально подходящая машина из линейки Skoda - это новенький Kodiaq.

Компания подобралась, что надо. Кто-то не готов пройти длинную дистанцию, кого-то не удивишь горами, а кто-то посещает Домбай по несколько раз в год. Тем не менее мы составили насыщенную и максимально удобную всем программу, с большим количеством красивых и разнообразных мест.
Кодьяк - вид бурых медведей, обитающий на Аляске
Поселок городского типа Домбай находится в Карачаево-Черкесии, на расстоянии около 420 км от места старта всех выездов #КЛЮЧАВТОtrip - АВТОПОРТ-КЛЮЧАВТО.
Трое из берлоги
15 сентября около 10 утра, мы отчалили от салона Skoda на трех Kodiaq.

Наш путь - настоящее автопутешествие. Первая часть дороги, приблизительно до Мостовского района, особого интереса не представляет. И это время отлично подошло для первого знакомства с машиной. Skoda Kodiaq - радует мягких ходом и внутренним комфортом, дорога в 5 часов совсем не утомила, ни водителя, ни пассажиров. Движется динамично, на высоких скоростях чуть-чуть не хватает ускорения, но не критично. Дорогу в поворотах держит отлично, у нас было где проверить =) Но об этом ниже.
Дороги Карачаево-Черкесии не позволяют расслабиться
В Майкопе команда «медведей» обнаружила отличное место, где можно утолить поистине звериный голод. Внизу на карте вы найдете его. Очень плотный обед с выбором не самых бюджетных блюд обошелся в районе 800 руб на человека

Перед самой границей с Карачаево-Черкесией, картинка за окном начинает радовать глаз - мы едем по упомянутому выше Мостовскому району. Стоит сказать - что эти места незаслуженно обделены вниманием, тут потрясающая природа, достаточно дикая. Но сегодня наш пусть лежит дальше.

Нас - головную машину, остановили на КПП на границе. Проверяли все ли пассажиры пристегнуты (на задних сиденьях тоже) - оказалось все. В эту сторону я ездил раза 3. И все 3 раза тормозили на посту, а по возвращению - без остановок.
В целом дороги после КПП хороши, но бывают короткие участки, возникающие весьма непредвиденно - на которых попросту нет асфальта.
Первый день прошел в пути, мы не сильно торопились, любовались повсеместно лежащими на полях стогами сена и наслаждались духом автопутешествия. Приятная уху музыка, динамичная смена картинок за окном и дорога, уносящая прямиком в горы.
Домбайская поляна, лежит на высоте 1630—1650 метров над уровнем моря.
Вечер мы встретили между Тебердой и Домбаем, здесь протекает река Уллу-Муруджу - ее вода считается одной из чистейших в Европе. Днем здесь организован стихийный рынок, проехать мимо место невозможно - много машин по обочинам. Продают пустую тару, для того, чтобы можно было увезти с собой этой потрясающей воды.

Представьте, вы стоите в чудесном лесу, рядом стекает чистая река с белыми водами, а земля покрыта мхом. Это не сказочный сюжет - это Домбай. Вечером здесь малолюдно, нет шума от рынка и меньше туристов. Мы смогли насладиться уединением, попутно попив чай. Лес вокруг называют Муруджинским и недалеко от места нашей остановки стартует тропа, на высокогорные Муруджинские озера.
Не забудьте залить топливо в Верхней Теберде - дальше заправок нет
Река Уллу-Муруджу - одна из чистейших в Европе
Сердце трех ущелий
Домбайская поляна (на которой расположен поселок Домбай) - основана в месте соединения трех горных ущелий - Аманауз, Алибек и Домбай-Ульген. Конечно, посетить надо их все, каждое красиво, в каждом есть особенности и каждое прочно займет место в сердце даже искушенного путешественника. Время у нас было не много, а вот планов наоборот. Поэтому мы отправились в ущелье Алибек
Часть нашей команды отправилась встречать рассвет в окрестностях Домбая
Прогулка по Алибекскому ущелью обычно проходит по следующему маршруту Алибекский водопад - Алибекский ледник - Турье озеро. Наш же маршрут, был с приставкой «лайт», потому включал в себя только Алибекский водопад.

Но как сюда попасть? Во-первых, перед поездкой надо убедиться, что у всех есть паспорт. Т.к. потребуется оформить пропуск, цена на человека - 100 рублей/день и 200 рублей/сутки

На пункте пропуска обычно действует такая схема - один человек собирает паспорта со всей группы и заполняет форму. Как правило это самый быстропишущий.
У иностранцев, могут возникнуть сложности с оформлением. Этот момент, лучше уточнять исходя из ситуации.
От поселка до альплагеря «Алибек» ведет гравийная дорога не очень хорошего качества. Протяженность около 4,5 км. Мы решили воспользоваться услугами заброски. Аслан - парень доставивший нас сюда с максимальным комфортом, возможном в стареньком УАЗ («Таблетка») поведал, что периодически видит тут застрявшие машины. Кто-то не рассчитал и сел на брюхо, некоторые рвут резину, на мой взгляд ехать на своем авто стоит лишь при соблюдении двух условий: повышенной проходимости и клиренса у авто и наличия опыта перемещения по подобным дорогам. Если не уверены в своих силах, лучше воспользоваться заброской.

Можно дойти и пешком, но особой красоты эта часть маршрута не представляет. А вот время затратится прилично.

Недалеко от Альплагеря находится кладбище альпинистов, напоминающее о суровости здешних мест.
Альпинистский лагерь «Алибек» - один из старейших альпинистских лагерей на Кавказе. Был подготовлен в 1935 году, а в 1936 году принял первых участников
Алибекский ледник. С него стекают те самые ручьи, которые ниже образуют Алибекский водопад.
Стоимость заброски - около 3000 руб. Помещается до 12 человек, но обычно это группы до 8 человек
Тропа до водопада простая, протяженностью менее 2 км, сбиться сложно. Практически все время она пролегает по ровной поверхности, за исключением нескольких отрезков. При подходе к водопаду - стоят пограничники и в этом месте тот самый листик, заполненный на пункте пропуска внизу приобретает поистине важнейшее значение. Если он потерялся - то вас не пропустят.
Водопад очень полноводный
Алибекский водопад - очень красив. Сюда обязательно стоит прийти, а лучше выделить целый день и пойти дальше - на ледник Алибек и Турье озеро. Если боитесь заблудиться, то за определенную сумму тот, кто вас сюда забросил проведет по маршруту.
Северный приют
Вернувшись из приятной прогулки к водопаду, мы поехали еще в одно место - настоящую жемчужину Домбая - на участок старой Военно-Сухумской дороги. Один из самых известных объектов Домбая - озеро Туманлы-Кель, расположено по пути на этой дороге, на высоте 1850 метров
Часть Военно-Сухумской дороги называлась «турецкой тропой», которая как караванный путь была известна с древнейших времен.

Строительство дороги было начато в 1894 году и окончательно завершено в 1903 году. Дорога соединила города Черкесск (тогда станица Баталпашинская) и Сухум.

В годы гражданской войны (1917−1922/1923) дорога стала местом схваток противоборствующих сторон. Для автомобильного движения дорогу пытались использовать лишь в годы Великой Отечественной войны. С 1946 года не используется как автомобильная дорога. В советские времена дорога получила известность как интересный туристический маршрут, так как вокруг дороги на территории Абхазии находится большое количество памятников древней архитектуры.

Железная дорога не построена до сих пор.
Попасть на этот участок стоит каждому. Здесь красивый серпантин, хоть и встречается редко. Шикарный лес по обе стороны от дороги, особенно запоминается участок пути, проложенный словно в зеленом тоннеле. Отдельного внимания заслуживает упомянутое выше озеро Туманлы-Кель и стоит проехать до шлагбаума приграничного. По пути открываются невероятные виды.

По пути дорога дает возможность прочувствовать, как машина держит себя в поворотах и тут Skoda Kodiaq был великолепен
Стоимость въезда - 200 рублей с человека. На въезде предупреждают, что дорога закрывается в 17:00. Мы возвращались около 18 и были далеко не последней машиной
Очень жаль, но на озеро мы так и не попали - было слишком людно. Прямо какое-то «проклятие озер», сначала было Сукко. Кстати, со стороны дороги озеро смотрится обычным, чтобы застать классный ракурс, надо зайти за него и снимать в сторону гор
Послевкусие
На этом наша активная часть путешествия закончилась. Мы вернулись в поселок, встретили закат и прекрасно провели вечер. На утро заехали в Сентинских храм и поехали назад в Краснодар.

Домбай место прекрасное, сюда хочется возвращаться и уже в начале октября здесь будет потрясающая «золотая осень». Особенно круто она выглядит в районе Бадукских озер

Прошлогодний выезд совместно с «Ключавто» в район Домбая

Озера «Божьего дара»
Готовь сани летом
#ЧтоВиделKodiaq самый продолжительный и живописный выезд из всех #КЛЮЧАВТОtrip. 12 участников, 3 машины, огромное количество эмоций, а еще чистейшая горная вода, горы, подпирающие небо и озера. Kodiaq проявил себя отлично машиной для дальних поездок, а Домбай - местом, куда хочется возвращаться вновь и вновь.
Текст: Евгений Маханько
Фото: Артем Кухтеев, Ярослав Блохин, Евгений Маханько
Поделиться с друзьями